Поиск

18 мая 2017

Rosa Menkman. The Glitch Moment(um). - Amsterdam, 2011


Роза Менкман - голландский цифровой художник, культуролог и куратор. Она заинтересовалась глитч-эстетикой в 2005 году, когда побывала на международной выставке в Амстердаме в Нидерландском институте медиаискусства (существовал до 2012 г.), и более серьезно увлеклась этим пластом современной культуры в 2007 году, познакомившись и начав сотрудничать с музыкантом Goto80.
В этой небольшой искусствоведческой и философской работе, которая частично имеет характер исследования, а частично - манифеста, она вводит понятие "момент(ум)" - согласно ее определению, это концепция, которая указывает на потенциал, которым обладает любой сбой потока данных по отношению к нормам технокультуры в момент своего осознания; здесь имеется в виду эстетическое воздействие на наблюдателя, являющегося носителем этих норм. Глитч-арт осмысляется с технической, культурной и эстетической сторон и как жанр. Самим термином "глитч" автор обозначает естественные либо симулированные сбои потока информации или цифровой системы коммуникации, которые приводят к воспринимаемой наблюдателем ошибке. Большое внимание уделяется связи глитча с шумом, для чего Менкман делает отсылки к трудам Клода Шэннона, создателя математической теории информации, а также с компрессией и кодированием-декодированием. Помимо этого, автор отмечает, что расплывчатость (или, как она выражается, "неотъемлемая открытость") понятия глитч делает трудноопределимым, если вообще определимым, понятие глитч-арта.
На английском языке.





literature, glitch-art